МУХИНА
Валерия Сергеевна (р. 1935) - российский психолог, специалист в области
психологии развития, психологии личности и этнической психологии. Д-р психол наук (1972), профессор. Д. чл. РАО (1992 ), директор Института развития личности РАО (1992). Окончив
биолого-химический фак-т МГПИ им. В.И. Ленина (1956), защищает канд дис. (1965). В 1972 – докт.: «Генезис изобразительной
деятельности ребенка». Работает на кафедре психологии МПГИ, с 1988 - заведует
кафедрой педагогической психологии Московского государственного педагогического
ун-та (МГПУ). Первоначально научная работа М. была связана с проблемами
возрастной психологии и психологии развития. В работе "Близнецы"
(1969) приводятся уникальные наблюдения за психическим развитием
сыновей-близнецов от рождения до семи лет. Исследования позволили выявить новые
подходы к психическому развитию детей раннего и дошкольного возраста,
раскрывающие взаимосвязь двух противоречивых тенденций, определяющих этот
процесс - зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов
и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями.
Формирование знаковой функции сознания, рефлексии детей явилось предметом
исследования в работе "Изобразительная деятельность ребенка как форма
усвоения социального опыта"(1981). В работах
"Проблемы генезиса личности"(1985), "Лишенные родительского
попечительства"(1991), "Возрастная психология" (1994) и др. были
выявлены механизмы развития личности, представленные в виде пары
"идентификация-обособления", построена теория исторического и
онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, согласно которой
выделяются пять звеньев в структуре самосознания - 1) эмоционально-ценностное
отношение к своему телу и имени, 2) притязание на признание, 3) половая
идентификация, 4) психологическое время личности, 5) социальное
пространство личности. Универсальность этой концепции была подтверждена
экспериментальными данными, анализом продуктов изобразительной деятельности
детей, в том числе детей с различными видами психологической депривации, а
также результатами этнопсихологических исследований, проведенных под
руководством М.
Т.Д. Марцинковская